Корректное применение нормативной базы — один из ключевых факторов достоверности сметной документации. Если подрядчик использует устаревшие нормативы, расценки из другого региона или произвольные коэффициенты, это может привести к значительному искажению стоимости. В Таганроге, где большинство объектов не проходят обязательную государственную экспертизу, заказчику важно самостоятельно убедиться, что смета основана на действующих нормах и индексах.
Основой для расчёта смет служат государственные элементные сметные нормы (ГЭСН), федеральные и территориальные единичные расценки (ФЕР и ТЕР), а также сборники индексов к ним. С 2022 года действует актуализированная редакция ГЭСН-2022, и её применение становится обязательным для большинства проектов.
Даже визуально оформленная смета может содержать расценки и нормы, не соответствующие действующим требованиям. Заказчику необходимо сверить ключевые позиции с нормативной базой и убедиться в правильности их применения.
В регионе часто выявляются случаи использования ФЕР без индексов или, наоборот, применение ТЕР других субъектов, а также игнорирование перехода на ГЭСН-2022. Такие нарушения приводят к юридической неустойчивости сметы и могут быть оспорены в ходе проверки или претензионной работы.
В 2024 году при проверке сметы на капитальный ремонт школы в Таганроге установлено, что подрядчик использовал сборники ФЕР-2001 с устаревшими расценками и индексами за 2021 год. После замечания заказчика смета была переработана с применением ГЭСН-2022 и актуальных индексов Минстроя. Корректировка показала превышение изначальной сметы на 18%, после чего было принято решение о проведении конкурентной закупки на основе уточнённой стоимости.